Знание государственного языка – одна из условий равноправного доступа граждан полиэтнического государства к участию в экономической и социальной жизни
В современном полиязычном и мультикультурном мире как никогда актуальна проблема сопряженности языков, поиск эффективных и жизнеспособных программ в области языков по консолидации обществ. В связи с этим значимость и необходимость полиязычного образования и его внедрения в систему образования является актуальным в современном обществе. Идея о введении трехъязычия, т.е. освоения гражданами РК казахского, русского и английского языков, была озвучена первым Президентом РК Н.А.Назарбаевым в октябре 2006 года на XII сессии Ассамблеи народа Казахстана и в Послании к народу Казахстана 2007 года. В своем докладе «Новый Казахстан в новом мире» Лидер нации предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков» и акцентировал, что Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками, т.е. казахским, как государственным языком, русским, как языком межнационального общения, и английским, как языком успешной интеграции в глобальную экономику.
В октябре 2021 года в ходе выступления на расширенном заседании совета Ассамблеи народа Казахстана, которая стала реальным институтом консолидации многоэтнического народа страны, Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что не надо ограничивать детей одним языком, дал поручение МОН РК изучить мировой опыт полиязычия и адаптировать его к казахстанским реалиям. А также отметил, что для интеграции и конкуренции подрастающего поколения в казахстанское общество необходимо внедрение полиязычного образования.
Залогом жизнеспособности и стабильности любого многонационального государства является политика интеграции, направленная на создание общества, в котором уважается разнообразие, и каждый человек, в том числе все члены этнических групп вносит свой вклад в создание и поддержание общей гражданской идентичности.
Поэтому мы решили поделиться опытом продвижения полиязычного образования в нашей школе-гимназии №153 им. А. Розыбакиева г.Алматы. Сегодня школа сосредоточена на приоритете поддерживать свою самобытность посредством родного языка и интегрироваться, участвуя в общественной жизни через изучение государственного языка за рамками учебного предмета. Сделать его средством коммуникации в процессе обучения, что позволяет формировать полиязычные компетенции учащихся.
Изначально идея полиязычия национальных меньшинств была инициирована ВКНМ ОБСЕ и достигнута на международной конференции в Ташкенте в 2006 году с участием министерств образования стран ЦА. В заключительной декларации страны участники конференции договорились предпринять дополнительные меры для усвоения государственного языка представителями этносов в процессе обучения.
С 2010 года образовательная программа полиязычия при поддержке ВКНМ ОБСЕ пилотируется в нашей школе. В рамках первого этапа учителя школы обучались при поддержке ОБСЕ у экспертов Эстонии, Латвии и Молдовии планировать уроки на двух языках на основе методики интегрированного обучения предмету и языку (CLIL). Внедрение многоязычной программы, на основе которой лежит обогащающая модель, позволило не только перенять нам лучшие международные опыты развития языковых компетенций, но и позволило изменить всю культуру школы. Некоторые школы из числа пилотных, в том числе и наша школа-гимназия стала ресурсной школой, апробирующей программы полиязычного образования, где особый акцент сделан на государственный язык. Выпускники нашей школы 100% владеют государственным языком на уровне В1/В2. При внедрении программы ПО в школе-гимназии №153 была реализована многопоэтапная трудоемкая работа ПО в 2009-2015 и в 2015-2020 годах, при поддержке МОН РК, АНК РК, РЭКЦУК (Республиканский этнокультурный центр уйгуров Казахстана), Ассоциации выпускников и родительской общественности. В данное время мы уже разработали более расширенную структуру ПО на 2020-2025 годы, а так же работаем над реализацией открытия центра компетентности по многоязычному обучению и внедрению CLIL в процесс обучения школ г. Алматы на базе школы-гимназии №153. Самое главное, принцип обучения нашей школы ориентирован на создание комфортной социально-гуманной среды, развитие креативных способностей и творческой активности учащихся, переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», свободное развитие индивидуальности и возможности усиления образовательного потенциала в духе Казахстанского патриотизма.
А языковая политика нашей школы-гимназии направлена на достижение следующих важных целей: 1) поддержка учащихся в овладении коммуникативными навыками на казахском, русском и английском языках на уровне В1/В2, согласно Общеевропейской рамке владения языками; 2) предоставление учащимся поддержки в изучении предметов вне зависимости от того, на каком из целевых языков ведется предмет посредством CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение). В школе-гимназии интеграция языка и предметного содержания осуществляется на неязыковых предметах, преподаваемых на втором, третьем и четвертом языке, таких как «История Казахстана» /уйгурский+казахский языки/, «Математика» /уйгурский+казахский языки/, «Информатика» /уйгурский+русский языки/уйгурский+английский языки/, « Художественный труд» /уйгурский+казахский языки/, «Химия» /уйгурский+английский языки/, «Биология» /уйгурский+английский языки/ в 5-11 классах с применением стратегии CLIL.
Такая обогащающая модель полиязычной программы помогает не только развивать языковые компетенций на других языках, она развивает и родной язык учащихся.