О школе
Наша школа – гимназия №153 имени Абдуллы Розибакиева, расположенная в микрорайоне Достык Ауэзовского района, начала свою жизнь в 1960 году на базе школы №86. В 1967 году получила статус средней общеобразовательной школы с уйгурским языком обучения. Первым директором школы стал известный писатель Масимжан Зулпикаров, он организовал 12 классов, в которых обучалось 218учеников. Статус Многопрофильной гимназии был получен образовательным учреждением в 2001 г.
В последующие годы директорами были:
Зерип Молотов
Тельман Баратов
3. Инипахун Баратов
Благодаря Инипахуну Баратову в 1989 году школа перешла в новое здание с проектной мощностью 1176 мест. Со дня его основания педагогический коллектив бережно хранит память об истории создания этого учебного заведения, лучшие традиции и опыт тех, кто стоял у истоков школы - гимназии.Традиции патриотизма, коллективных творческих дел продолжается по сей день педагогами под руководством директора Умарова Шавкета Ниязовича, который является выпускником нашей школы. В этот период в школе формировались механизмы государственно–общественного управления школой такие, как совместная работа с республиканским уйгурским этнокультурным центром, активно внедрены дополнительные эффективные механизмы материального обеспечения развития школы, например; деятельность Ассоциации выпускников, которая вложила немало средств для улучшения материально - технической базы школы, а также для мотивационного стимулирования учащихся учреждены премии от Ассоциации выпускников:
1-премия. Знак им. Ы. Алтынсарина, диплом и премия
для отличников 10-11 классов.
2-премия. Знак им. А. Розибакиева, диплом и премия
для отличников 5-9 классов
3-премия. Знак им. И.Баратова, диплом и премия
для отличников 1-4 классов.
В том числе учреждены премии по результатам полугодия им. С. К. Кибирова - одного из основоположников школы:
1) Премия «За лучший начальный класс»;
2) Премия 1, 2, 3 степени «Лучшему знатоку государственного языка» для учащихся 1-11 классов;
3) Премия 1, 2, 3 степени «Лучшему знатоку математики» для учащихся 1-11 классов;
4) Премия 1, 2, 3 степени «Лучшему знатоку уйгурского языка» для учащихся 1-11 классов.
Не одно поколение учеников закончили нашу школу – гимназию и вступили во взрослую жизнь, где смогли найти себя. И тому во многом способствовала работа учителей, которых с уверенностью можно назвать творческими и высоко интеллектуальными профессионалами. Высокая оценка этого коллектива - двухкратная победа в конкурсе «Лучшая школа года» на премию Акима в номинациях: «Лучший творческий коллектив» - 2001г., «Білім шамшырағы-мәдениеттің жарық жұлдызы» -
2009 г
Особенно трепетно наша школа - гимназия относится к своим выпускникам, которые вернулись после вузов работать в родные стены, они сохраняют традиции школы и передают их будущему поколению, осуществляя связь между прошлым и будущим.
Материальная база гимназии позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями. В образовательном учреждении имеются 40 кабинетов по всем предметам учебного плана, оборудованных современной компьютерной техникой: в 18-ти кабинетах установлены видеопроекторы и в 6-ти кабинетах интерактивные доски, 2 компьютерных класса, один мультимедийный кабинет, выход в Интернет обеспечен во всех кабинетах, в библиотеке функционирует Интернет-центр.
В гимназии имеются библиотека с читальным залом, медицинский и процедурный кабинеты, два спортзала, два футбольных поля с искусственным покрытием, два корта для большого тенниса, актовый зална 210 мест, столовая на 140 мест.
Педагоги гимназии для обобщения своего опыта и повышения профессионального статуса принимают активное участие в различных семинарах и конференциях. На базе школы прошли республиканские, городские, областные, районные семинары учителей государственного языка, русского языка, химии, физики, уйгурского языка, истории, технологии. Помимо этого, учителя школы участвуют в разработках и переводах учебников нового поколения.
Достижения наших учеников
Показатели участия гимназистов в олимпиадах отличаются устойчиво положительной динамикой. Количественный показатель участия в олимпиадах, образовательных конкурсах и творческих конкурсах разного уровня постоянно растет, что свидетельствует о росте мотивации учащихся к научно-познавательной деятельности. В 2009 году проведена конференция с участием ученых уйгуров города Алматы с целью сотрудничества для стимулирования научно – исследовательской и учебно – познавательной деятельности учащихся.
Приоритетными в учебно-познавательной деятельности стали мероприятия культурологического, духовно-нравственного содержания: на это направлена воспитательная работа, содержание творческих конкурсов, сотрудничество с другими школами, уйгурским театром. Положено начало созданию музейных краеведческих экспозиций. Расширился веер участия гимназистов в творческих конкурсах, фестивалях литературно-художественного и историко-правового формата.
Научно – исследовательская работа
Школа – гимназия участвует в научно- исследовательской работе ИПК ПКСО города Алматы по теме «Технологизация учебного процесса на основе технологии параметрального проектирования учебного процесса».
В течение двух лет ведутся работы по разработке практического результата экспериментальной деятельности и формированию теоретической базы эксперимента, в чем нам помогает ИПК ПКСО города Алматы. Работа в сотрудничестве с институтом позволила расширить теоретическую основу НИР
Основной задачей НИР является внедрение технологии параметрального проектирования учебного процесса и создание целостной системы.
Учителя биологии, физики, математики в своей работе используют рабочие тетради, разработанные по рекомендации Гор ИПК ПКСО.
Учителями - экспериментаторами разработаны рабочие тетради на весь предметный курс:
-Дуганова Г. учитель уйгурского языка - за 7 класс по уйгурскому языку и литературе.
- Мирзалимова М. учитель химии - за 8-9 классы по химии
Переход к этой технологии решил проблемы:
-100 процентной успеваемости;
- перегрузки ;
- индивидуального домашнего задания;
-необъективности оценивания;
- «боязни неуспеха».
- профориентации у выпускников;
- выявления одаренных детей.
Количественный и качественный анализ результатов учебно-воспитательного процесса на основе внедрения технологии параметрального проектирования учебного процесса еще раз убеждает в эффективности применяемых инновационных подходов.
Экспериментальная работа по внедрению билингвального и полилингвального образования, а также углубленное изучение казахского языка по Программе для казахских школ.
На основании рекомендации Международной конференции на тему «Социальная интеграция учащихся школ с уйгурским, таджикским, узбекскими языками обучения через полилингвальное образование», состоявшейся 6-7 мая в 2009 г в. городе Шымкент по приказу МОН РК от 28.01.2009 г. № 34 и республиканского семинара на тему «Актуальные проблемы школ с уйгурским языком обучения Республики Казахстан», проходившему по приказу МОН РК от 12.03.2010 г № 113 , состоявшемуся 27-28 апреля 2010 г. в городе Алматы на базе школы – гимназии №153 им. А. Розибакиева внедряется методика билингвального образования по нижеследующей модели.
Слайд Внедрение моделей полиязычного и билингвального образования в национальной школе становится все более актуальной в связи с рядом объективных факторов. Среди которых можно выделить следующие:
Одним из немаловажных факторов внедрения полилингвального и билингвального образования является осуществляемый в нашей стране курс на сохранение и развитие идентичности национальностей, проживающих в Казахстане, сохранение и развитие своего языка и культуры. Но в тоже время обучение на родном языке и недостаточный уровень языковой подготовки в аспекте знания казахского и русского языка, предметные знания на этих языках создают определенные трудности при сдаче выпускниками ЕНТ и поступление в ВУЗы.
Отметим, что, реализуя задачу полилингвального и билингвального обучения, мы творчески перенимали адекватный педагогический опыт, используемый в европейских странах и пилотной школы ОБСЕ - школы – гимназии №1 ЮКО. То есть речь идет об адаптированной для наших условий модели многоязычного и билингвального обучения, которое апробировалось в течении трех лет в нашей гимназии, получило положительный отклик специалистов, занимающихся рассматриваемой проблемой.
Если уточнить сущность полилингвального и билингвального образования, то полилингвальное это - преподавание в школе учебных предметов на трех или более языках, а билингвальное – реализация основных направлений учебного процесса на двух языках. Отсюда следует, что речь идет не только в освоении двух или более языков, а в усвоении школьниками учебного содержания на двух или трех языках.
Внедряя модель билингвального образования, мы ставили перед собой следующие цели:
- интеграция выпускников школы -гимназии с уйгурским языком обучения в мировое и казахстанское образовательное и информационное пространство.
-
конкурентоспособность выпускников школы – гимназии №153, а это значит:
- могли успешно сдать ЕНТ и комплексное тестирование на государственном или русском языках;
- свободно владели несколькими языками;
- имели возможность учиться в престижных ВУЗах и ССУЗах Казахстана, СНГ и за
рубежом;
- стали полноценными участниками жизни;
- могли преодолевать языковой барьер; -могли формироваться в свободную личность.
Актуальными проблемами внедрения модели многоязычного обучения в школе –гимназии с уйгурским языком обучения являются
сохранение роли и значимости родного языка в школьном обучении, углубленное ознакомление детей с историей, культурой, традициями и обычаями (ценностями) своего народа, а на их основе культурно-историческим опытом этносов страны;
усвоение образовательных программ на уровне государственных общеобязательных стандартов на государственном и русском языках;
воспитание казахстанского патриотизма, формирование поликультурной личности
И, конечно, будучи национальной школой тесно связанной с общественностью, внедряя билингвальное образование, мы столкнулись с противоречиями общественности.
Таковы были доводы наших оппонентов:
не приводит ли многоязычное обучение к утрате родного языка и закрытию школ с уйгурским языком обучения, ослаблению интереса детей к его изучению;
могут появиться выпускники, которые на достаточном уровне не владеют ни одним из трех языков (родным, казахским, русским);
обучение на разных языках, разные терминологии затрудняют учебу, могут сказываться на качестве их знаний и умений;
отсутствие языковой среды препятствует развитию коммуникативных умений детей, поэтому программные знания не расширяются языковыми компетенциями;
очевидны трудности с учебно-методическим обеспечением многоязычного обучения;
К внедрению модели многоязычного и билингвального обучения мы перешли постепенно, поэтапно. Этот процесс состоял из трех этапов.
На первом этапе (2007-2009 гг.) при подержке верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств, в сотрудничестве с республиканским институтом усовершенствования и переподготовки кадров системы образования, с Южно – Казахстанским областным институтом усовершенствования и переподготовки кадров системы образования совместно со школой –гимназией №1 им. Сареми изучен опыт организаций «Билингвальное образование» Латвии, «Діл - Тіл» Киргизии. Творчески работающие учителя проходили курс в РИПКСО, ездили ШГ№1 в ЮКО для обмена опытом и посетили республиканские семинары. На этой основе разработана адаптированная модель полилингвального и билингвального образования, которая проходила опытно – экспериментальную проверку в 5-7х классах.
На втором этапе (2009-2010гг.) в начальной и основной ступени внедряется модель полилингвального и билингвального образования.
На третьем этапе (2011-2012 гг.) в основной и старшей ступени внедряется модель полилингвального и билингвального образования.
Кратко охарактеризуем особенности, внедренной нами адаптированной модели полилингвального и билингвального образования.
В 3 - 4 классах - Познание мира
В 5-9 и в 11х классах – История Казахстана, математика
В 3-9 классах - Физическая культура
В 7-9 классах - Информатика
В 3-9 - Технология
В 7 классе – Биология
Полный курс полилингвального и билингвального обучения включает в себя два этапа:
Первый этап:
В 3 - 4 классах - «Познание мира» , в11х классах – История Казахстана, математика, казахский язык, русский язык осуществляется на основе методики полилингвального обучения, где соблюдаются следующие принципы:
принцип одного языка
принцип обучения без перевода
принцип интерактивности
принцип командной работы преподавателей
принцип полноценного учебно – методического обеспечения второму языку
Второй этап
С 5 класса уроки по предметам история Казахстана, технология, физическая культура, информатика ведутся на билингвальной основе: на родном, государственном или русском языках. В 7классе биология дополнительно ведется на английском языке. Отметим, что в мировой практике в основу полилингвального и билингвального обучения положено изучение государственного языка. Поэтому вполне объяснима приоритетность казахского языка в реализации модели полилингвального и билингвального образования. В нашей гимназии особое внимание уделяется углубленному изучению казахского языка. Нашими учителями написаны программы по углубленному изучению казахского языка для 1-11 х классов.
На сегоднящний день нас особо радуют показатели знаний учащихся по казахскому языку. По данному предмету по итогам ЕНТ за последние три года выпускники нашей школы показывают высокие результаты знаний.
Количественный и качественный анализ результатов учебно – воспитательного процесса на основе внедрения адаптированной модели полилингвального и билингвального образования еще раз убеждает нас в эффективности применяемых инновационных подходов. Последние годы наблюдается положительная динамика в росте обладателей образовательных грантов и обладателей «Алтын белгі». Многие из выпускников учатся в ведущих ВУЗах г. Алматы.
В период эксперимента с целью обмена опытом посетили следующие мероприятия:
<!-- Международная конференция «Социальная интеграция учащихся школ с уйгурским, таджикским, узбекскими языками обучения через полилингвальное образование» – директор Умаров Ш.Н. и руководитель экспертной группы по внедрению билингвального образования Масимова Г.А., май 2009 года.
<!-- Международная конференция «Образование лиц, принадлежавщих к национальным меньшинствам: интеграция и равенство» - Директор Умаров Ш.Н., 22-23 июля 2010г. Хофбург, Вена.
<!-- Круглый стол, организованный Мажилисом Парламента РК., Депутатской группой «Жана Казахстан» на тему: «Проблемы этнокультурного образования и пути их решения» - директор Ш.Н.Умаров , июнь 2011г. г Астана
<!-- Республиканский семинар «Ұйғыр тілінде білім беретін мектептерде білім мен тәрбие беруді ізгілендіру жолдары» – Директор Умаров Ш.Н. и зам. директора по ПО Аскарова А.Н., ноябрь 2009года.
<!-- Республиканская онлайн конференция «Актуальные вопросы внедрения билингвального образования» - зам. по ПО Аскарова А.Н.
Провели следующие мероприятия на базе нашей школы – гимназии :
Республиканский семинар: «Актуальные проблемы школ с уйгурским языком обучения Республики Казахстан» , 27-28 апреля 2010 г
Республиканский семинар совместно РИПКСО «Билингвальное образование», 12 марта 2011г. Международный семинар совместно с ОБСЕ «Поликультурная личность, как основа конкурентоспособности», май 2011г.
1. Городской семинар: «Роль технологизации учебного процесса при внедрении билингвального образования», 2009 г.
2. Региональный семинар школ с уйгурским языком обучения, 2010г.
В этих семинарах представителями ОБСЕ, Киргизии, МОН РК и методистами РИПКСО метод полилингвального образования получил положительный отклик.